Зачем нужны уроки о руководстве? Потому что все мы в той или иной степени являемся руководителями. Пророк Мухаммад говорил: «Каждый из вас несет ответственность, и каждый из вас ответственен за то, что ему доверено» (хадис приводится у Бухари, Муслима). Далее в хадисе приводятся примеры ответственности: муж ответственен за семью, жена за семейный очаг и т.д.
Хороший урок о лидерстве содержится в истории о Зуль Карнейне, приводимой в Коране, в суре аль-Кахф (Сура 18). Неверующие хотели проверить пророка Мухаммада, задавая ему вопросы, на которые он мог ответить только будучи действительно посланником Бога. Они стали спрашивать его о Зуль Карнейне. Тогда было ниспослано откровение с ответами на заданные вопросы.
Сегодня доподлинно неизвестно, кем был Зуль Карнейн: одни считают, что это был Александр Македонский, другие говорят, что это был персидский царь Кир. Но это не имеет большого значения. Намного значимее те уроки, которые можно извлечь из этой истории.
Правильное делегирование
В Коране говорится: «Они спрашивают тебя о Зуль Карнейне. Скажи: «Я расскажу вам поучительный рассказ о нем. Воистину Мы наделили его властью на земле и дали ему различные возможности» (аят 84).
Аллах сказал в Коране, что Он утвердил Зуль Карнейна в определенной должности на земле и предоставил ему средства, ресурсы и определенную власть, которая может быть необходима ему для выполнения поставленных задач.
Лидерство всегда подразумевает постановку задач перед подчиненными, а главным принципом руководства является то, что для выполнения поставленных задач необходимо обеспечить исполнителя соответствующими ресурсами. Мы должны понимать, что Всевышний Создатель является Абсолютом власти, он делегирует нам полномочия в разной степени, а мы являемся посредниками, исполнителями Его Воли. Но Он не требует от нас того, что мы не можем выполнить. “Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей” (сура 2, аят 286).
Таким образом, при постановке задач руководитель должен учитывать два аспекта:
1. не требовать от подчиненного то, что он не может выполнить;
2. следить за тем, чтобы выполнение поставленной задачи происходило в наиболее благоприятных для этого условиях.
Так Всевышний поставил перед Зуль Карнейном посильные задачи и создал благоприятные условия для их выполнения, наделив его различными возможностями.
Справедливость в отношении подчиненных
«Он [Зуль Карнейн] отправился в путь… он нашел народ. Мы сказали: «О Зуль Карнейн! Либо ты накажешь их, либо сделаешь им добро». Он сказал: «Того, кто поступает несправедливо, мы накажем… Тому же, кто уверовал и поступает праведно, будет наилучшее воздаяние…»» (аяты 85-88).
Руководство — это постоянное принятие решений в отношении людей. От правильного решения зависит будущее не только подчиненных, но и самого руководителя. Поэтому выбор, перед которым поставил Всевышний Зуль Карнейна, стал своеобразным испытанием для пророка и примером для всех руководителей. Зуль Карнейн, имея власть, мог делать со своими подчиненными что угодно. Поэтому Аллах спросил Зуль Карнейна, как он поступит с людьми, которые были слабее его и признали его власть. Зуль Карнейн проявил качества, присущие настоящему справедливому руководителю: он наказал тех, кто поступал несправедливо, и вознаградил праведников.
Хороший руководитель отличает хороших исполнителей от безответственных работников. Нельзя относиться ко всем одинаково — это больше попустительство, чем хорошее отношение к своим сотрудникам. Такое отношение воспитывает в подчиненных халатность и безответственность.
Зуль Карнейн был спрошен Господом, как поступать в такой ситуации, и пророк показал нам пример.
Забота о нуждах подчиненных
Далее в Коране говорится: «Потом он отправился в путь дальше. Когда он достиг двух горных преград, он обнаружил перед ними людей, которые почти не понимали речи. Они сказали: «О Зуль Карнейн! Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог) распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?» Он сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду».[18:92-94]
Руководство людьми — это не эксплуатация! Когда Зуль Карнейн услышал просьбы подвластного народа, он не стал покушаться на их имущество, понимая, что они были слабы. Наоборот, он воспринял помощь этим людям как свой социальный долг. В такой безвыходной ситуации они были готовы отдать все свое имущество, но Зуль Карнейн вспомнил о своем Создателе и той ответственности, которой он был наделен. Зуль Карнейн прекрасно понимал, что его сила и власть являлись лишь средством в служении Всевышнему. Поклонение Аллаху может быть выражено в служении своему народу, заботе о нуждах своих подчиненных.
Командная работа
Он сказал: «Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду. [18: 95]
Лидерство предполагает совместную работу, и, естественно, тяжелые проекты намного эффективнее реализовывать в команде. Зуль Карнейн не постеснялся попросить помощи, чтобы решить поставленную задачу. В работе с командой необходимо учитывать три аспекта:
1) работать с людьми как с равноправными партнерами;
2) не умалять заслугу никого из подчиненных, а наоборот, дать почувствовать их собственную заслугу в достигнутом успехе;
3) предоставить возможность осознать свою значимость в принятии решений.
Зуль Карнейн не стал указывать людям, что и как делать. Наоборот, он попросил у них помощи, словно сам находился в их ситуации. Зуль Карнейн не приказывал им, но предложил выбор: “Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду”. Каждый смог оценить свою значимость в этом выборе.
Поэтапная координация работы
[Зуль Карнейн сказал:] «Подайте мне куски железа». Заполнив пространство между двумя склонами, он сказал: «Раздувайте!» Когда они стали красными, словно огонь, он сказал: «Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил ее на него» (аяты 95-96).
Четко устанавливая задачи и цели, разделяя степень ответственности, Зуль Карнейн проявил черты настоящего руководителя. Благодаря его конкретным командам люди могли работать слаженно и эффективно. Эти черты говорят о том, что правильный руководитель:
1) подробно объясняет своим подчиненным этапы выполнения задачи;
2) разделяет задачи на те, которые будут выполнять его подчиненные, и те, которые будет делать он сам;
3) переходит к следующему этапу работы только по завершении существующего;
4) лично выполняет самую ответственную работу.
Когда все было подготовлено, Зуль Карнейн велел принести расплавленную медь, чтобы он разлил ее на железные блоки. Это была самая опасная и самая ответственная задача, т.к. от нее зависел результат всей проделанной работы. Выполнение этой задачи Зуль Карнейн взял на себя.
Стоит также отметить, что в этих аятах отчетливо выделяются ресурсы, такие как железо и медь. Местные жители не умели использовать их для решения своих вопросов – им не хватало знаний. Эти знания были у Зуль Карнейна, и Аллах благословил их правильное применение. Таким образом, изучение и вклад в развитие науки и техники, которые помогают людям использовать дарованные Аллахом ресурсы, также являются обязанностью мусульман.
Этот великий инженерный проект намного опережал развитие науки своего времени. Безусловно, сам Господь наделил Зуль Карнейна такими навыками, но он поделился ими с местными жителями, чтобы они могли использовать их в будущем. Четкие и конкретные указания Корана показывают образ настоящего исламского руководителя – он решает проблемы нуждающихся и при этом эффективно использует знания техники и Богом данную мудрость.
Хороший руководитель не кичится своими достижениями. Он ориентирован на конечную цель
Они (племена Йаджудж и Маджудж) не смогли забраться на нее и не смогли пробить в ней дыру. Он сказал: «Это – милость от моего Господа! Когда же исполнится обещание моего Господа, Он сровняет ее с землей. Обещание моего Господа является истиной». [18:97-98]
Закончив проект, который заключался в строительстве защитной стены, Зуль Карнейн напомнил жителям о том, что все в этом мире бренно, и каждый будет спрошен за свои поступки. Зуль Карнейн также напомнил, что подлинная причина их успеха заключалась в милости Аллаха, а он – лишь исполнитель Его Воли.
Nota bene
Важно отметить, что вышеуказанные уроки совпадают с современными достижениями в области теории менеджмента:
1. При делегировании задач необходимо учитывать возможности исполнителя и создавать условия для их выполнения.
2. Эффективные лидеры — прежде всего слуги.
3. Лидеры не работают сами по себе, они всегда работают в команде.
4. Хорошие лидеры являются хорошими учениками.
5. Лидеры — пример для окружающих.
6. Лидер всегда ориентирован на результат.
7. Хороший лидер отличается своей скромностью и пониманием, что успех приходит только от Аллаха.
Коран является постоянным источником знаний и руководством в любом деле. Эти знания предлагаются его читателю в контексте того, что он ищет. В различных ситуациях и обстоятельствах одни и те же аяты могут пониматься по-разному. Истории о пророках, правителях и простых людях, приводимые в Коране, являются прекрасными уроками в жизни. В них читатель может найти пример для себя или наоборот узнать чужие ошибки и не повторять их. Коран не просто констатирует, как надо делать и как не надо. Посредством различных историй читатель сам выделяет для себя полезный урок.
Алмаз Абдрахманов,
координатор МОО «Седьмое поколение»,
магистр исторических наук